Автор: Винсент Ван Гог

Rb.ru Russian bussiness 22.12.2007 «Амбиции — двигатель карьеры».

Амбиции — двигатель карьеры, а «амбициозность» непременный атрибут и резюме, и описания вакансии. Но что стоит за этим словом? И как продемонстрировать наличие здоровых амбиций, не отпугнув излишним напором или агрессией.

Согласно БЭС, «амбиция» (от лат. ambitio) — это честолюбие, тщеславие, обостренное самолюбие, самомнение, спесь. Что же понимают под амбициями российские рекрутеры?

«Подавляющее большинство бизнес-ориентированных специалистов считают, что амбициозность - это стремление к движению и развитию, — говорит Алёна Седленек, исполнительный директор ТРИЗА Exclusive. — Хотя для некоторых наших петербургских коллег амбициозность все еще ассоциируется с наглостью и напористостью». «Амбициозость подразумевает наличие у человека целей и устремлений», — считает Юлия Пискунова, менеджер по работе с клиентами отдела маркетинга и развития холдинга «Империя кадров».

Какими бы честолюбивыми ни были ваши планы, заявлять о них нужно осторожно. Так, Times, опираясь на мнение специалистов, советует своим читателям скрывать свои желания и стремления и не делать свои амбиции всеобщим достоянием. «Стоит контролировать свои амбиции при рассмотрении предложений о переходе из одной компании в другую — на входе высшее руководство рассчитывает на высокую степень лояльности специалиста к бизнес-процессам новой для него компании», — говорит Алёна Седленек.

Но есть ситуации, например, собеседование о новой работе, когда заявить о намерениях необходимо. Вопрос «Как вы видите свою карьеру в ближайшие 5 лет?» не так прост, как может показаться. «Говоря о своих амбициях на собеседовании, будьте разумны. Не стоит спрашивать, какую должность занимает ваш собеседник и в качестве своих карьерных устремлений называть именно ее, это может быть воспринято неоднозначно, — советует Лариса Лутовина, управляющий директор Private Consulting Group и приводит пример из своей практики. — На собеседовании с генеральным директором торгового дома соискатель, претендующий на позицию начальника отдела рекламы, в ответ на вопрос о карьерных целях в ближайшие 5 лет, не долго думая, заявил, что именно должность собеседника кажется ему наиболее подходящей».

«Основные амбиции, которые, по моему мнению, нужно демонстрировать — это общая адекватность и уверенность в себе, основанная на знаниях и опыте», — считает Юлия Пискунова. — Однако нужно избегать агрессивных и стереотипных ответов. Своеобразная «мода» на агрессию, существовавшая еще несколько лет назад, уже в прошлом, да и в то время от нее пострадали многие хорошие профессионалы».

Но худшее, что по мнению рекрутеров можно сделать, — это заявить об отсутствии амбиций. «Плохо, если специалист говорит: «У меня нет амбиций...». Специалисты с отсутствием амбиций, безусловно, востребованы, но для выполнения стандартных, рутинных функций, где не стоит рассчитывать на повышение в должности», — говорит Алёна Седленек.

А что делать тем, кому претит осторожность, кто готов открыто заявить о своих амбициях и бороться за них? К счастью, разнообразие современного корпоративного мира позволяет каждому найти «свою» компанию. Есть целые отрасли, например, консалтинг, где открытые амбиции — это стержень компании. Руководители таких компаний часто сами крайне амбициозны и привлекают именно таких сотрудников. А неизбежная острая межличностная конкуренция становится движущей силой бизнеса.

Итак, амбиции — символ движения, а амбициозность — признак уверенности в своих силах, но не нужно забывать о гибкости, и стремлении к совершенству. «Перфекционизм нынче в цене», — утверждает Алёна Седленек.

in English