Автор: Винсент Ван Гог

«Экономика и Время» № 32 (716) 01.09.2008 «Работа не волк?».

Специалисты в области HR утверждают: не бывает плохих сотрудников, не бывает плохих компаний; бывают сотрудники и компании, не подходящие друг другу. Сегодня приходится констатировать, что конкурс существует не только между теми, кто ищет работу, но и теми, кто ее предлагает.

На вопрос совместимости компании и сотрудника HR-специалисты предлагают посмотреть глазами соискателей вакансий и проанализировать основные причины, по которым они отказываются от предложений по работе.

Кто на свете всех милее.

Чем выше должность, тем, как правило, больше этапов собеседований проходит кандидат. Первое собеседование может проходить как в HR-агентстве, так и в компании — это так называемый «отсев», на котором стороны знакомятся и определяют общее соответствие своим представлениям.

Далее следует этап более близкого знакомства, где кандидат проходит собеседования с непосредственным руководством и часто с главой компании или подразделения. Итоговое общение кандидата и компании — это этап, на котором речь идет уже о деталях будущей работы с «без пяти минут» сотрудником.

В некоторых компаниях будущему сотруднику предлагается подписать job offer (предложение о работе). Этот документ означает, что все условия между сторонами согласованы, достигнутые договоренности письменно фиксируются, и с этого момента у компании появился новый сотрудник, а у сотрудника — новая работа.

Именно на этом этапе кандидаты часто говорят работодателю «нет». В подавляющем большинстве случаев причина в том, что кандидат отдал предпочтение другой компании, с которой вел переговоры параллельно, а итоговая беседа была нужна для того, чтобы расставить точки на i. Это может означать только одно: в конкурсе компаний победила та, которая предложила кандидату лучшие условия, более высокую компенсацию и интересные перспективы.

Следствие ведут колобки.

Есть и особая категория «кандидатов»: разведчики на местности. Они не ищут работу, они собирают информацию о том, где лучше, а потом используют ее, так сказать, «в личных целях» на текущем месте работы. Одни убеждаются, что и в родной фирме не так уж плохо, другие — предъявляют начальству job offer из компании-конкурента, чтобы добиться повышения должности, зарплаты...

Но в то же время сбор информации о компании, которая может стать потенциальным работодателем, помогает кандидату принять правильное решение, если он именно ищет работу. Поэтому отказаться от работы на итоговом этапе кандидат может, если неприятные подробности о компании выяснились буквально «вчера».

Например, в случае если до кандидата дойдут подтвержденные слухи, что в компании принято задерживать или не полностью выплачивать зарплату, руководство не соблюдает своих обещаний, управление организовано так, что, скорее, мешает, нежели помогает работать, — переговоры вряд ли продолжатся.

Иногда таким сбором информации может оказаться и одно-два первых интервью.

Ситуация, когда кандидат отказывается от предложения по работе, — очень частое явление. Работодателю важно помнить, подчеркивают HR-специалисты, что каждый соискатель вакансии всегда будет искать компанию, которая по достоинству оценит его заслуги, предложит адекватную компенсацию, перспективы, словом, лучше поймет его потребности не только как сотрудника, но и как человека.

Мнения специалистов.

Светлана Катаева, генеральный директор Группы поиска персонала ТРИЗА Exclusive — Санкт-Петербург:
Мы обозначили ряд основных причин, по которым кандидаты отказываются от полученного предложения по работе, на основании информации по менеджерам высшего и среднего звена, которые рассматривали предложения по работе в первом полугодии 2008 года и проходили собеседования в нашей компании. Наиболее распространенная причина отказа кандидатов — контрпредложение или невозможность договориться о приемлемом для обеих сторон размере компенсационного пакета. Иногда кандидат в последний момент отказывается, если его сомнения, что «это не совсем то, что он хочет», все-таки берут верх. В этом случае кандидат будет выжидать: на рынке могут появиться более привлекательные предложения по уровню зарплаты. Наименее преодолимое препятствие для обеих сторон — это негативная информация о компании как работодателе, которую получил кандидат. Компания с негативным HR-брендом — слишком серьезный аргумент «против».

Алексей Чуркин, директор агентства Personnel Service/Служба персонала:
В финале конкурсного отбора кандидаты нередко отказываются идти работать в компанию, с которой до сих пор велись переговоры. Наиболее частые причины, по которым соискатели вакансии отказываются от предложения о работе, можно представить в виде своеобразного рейтинга. Так, первое место по количеству отказов кандидатов продолжать переговоры с компанией (65-75%) происходит из-за того, что соискатель принял альтернативное предложение, где зарплата оказалась выше, а условия труда — лучше. Немаловажный фактор — работа ближе к дому, или окончательное решение в другой компании приняли быстрее. 20-25% кандидатов иногда принимают решение остаться на прежнем месте работы, так как там их статус изменился в выгодном для них направлении: повысили зарплату или нарисовали интересную перспективу. 5-10% соискателей вакансии отказываются от работы, потому что, в силу изменившихся личных обстоятельств, временно прекратили поиск работы.

in English