Автор: Винсент Ван Гог

«Экономика и Время» №14 (698) от 21.04.2008 Dress-code или «А я милого узнаю по походке».

Что значит «правильно одетый сотрудник»? Как он должен выглядеть, чтобы располагать к себе клиентов и партнеров, эффективнее работать, приносить пользу своей компании? Что нужно, чтобы «одежда для работы» — какой бы эта одежда ни была — положительно влияла на настроение сотрудника, помогала ему чувствовать себя комфортно и ударно трудиться? В этом нам помогли разобраться наши эксперты: консультанты и HR-специалисты как рекрутинговых агентств, так и самих компаний.

«Он носит, носит брюки галифе».

В основном, в компаниях есть негласное правило или официальная инструкция, предписывающая, что из одежды сотрудник может носить на работе, а что — нет. Например, для женщин исключены короткие юбки и слишком открытые блузки, босоножки, отсутствие колготок или чулок даже летом. Мужчины не должны приходить на работу в спортивной одежде или одежде, принадлежащей какой-либо молодежной субкультуре.

Руководящий состав, административный персонал, представители служб, взаимодействующих с клиентами, придерживаются более консервативных правил. Остальные могут чувствовать себя более свободно, но, что называется, в рамках приличий.

Но все зависит от того, чем компания занимается. Если это салон эксклюзивных автомобилей, то консультировать покупателей в джинсах и футболке в полоску не стоит. «Такому сотруднику нужен приличный костюм и вычищенная обувь, а униформа не обязательна: необходимо подстраиваться под покупателя, быть ему ближе даже в том, что касается внешнего вида», — подчеркивают эксперты.

В любом случае введение дресс-кода или униформы должны преследовать, прежде всего, коммерческие цели.

«А шляпу он носит на панаму».

Есть компании (или их отделы), где униформа неуместна, да и дресс-код не оправдан. Прежде всего, это касается представителей творческих профессий и IT-специалистов, которые не контактируют с клиентами. Трудно представить системного администратора, каждый день приходящего на работу в костюме, белой рубашке и галстуке. С большой долей вероятности можно предположить, что этот специалист в таком виде будет чувствовать себя некомфортно и захочет найти компанию с более демократичными требованиями в отношении формы одежды.

Эксперты считают, что дресс-код совершенно неуместен, например, в редакции газеты, сотрудников которой никто не видит. Если руководство настаивает хотя бы на элементах единого стиля (шейных платках с символикой редакции или костюмах только одного определенного цвета) — это не более чем дань моде. В подобных случаях введение «уравниловки» в приказном порядке способно только демотивировать персонал и помешать нормальному ходу их работы.

«Ботиночки он носит «нариман».

Есть компании, в которых без униформы обойтись невозможно (сети магазинов, кафе и т. п.): в них сотрудник постоянно контактирует с клиентами. Собственно, там она существует именно для клиента, но не только: логотип на форменном комбинезоне является естественной поддержкой бренду компании. Например, униформа необходима на заводе, где работа связана с вероятностью запачкаться: таким образом, одежда носит еще и защитную функцию, а это не может не нравиться сотрудникам.

Эксперты уверены: единообразие в одежде укрепляет корпоративный дух, и, кроме того, когда сотрудник обеспечен униформой, он освобожден от забот и затрат, связанных с необходимостью соответствовать уровню внешнего вида, принятому в компании.

Если же по ряду причин часть сотрудников не разделяет точку зрения о единообразии, наиболее действенным решением может служить личный пример руководителя. Бесполезно требовать от подчиненных соблюдать дресс-код, если сам руководитель часто делает для себя исключения.

Но эксперты подчеркивают, что если у предприятия действительно есть необходимость в дресс-коде или униформе, следует изначально обратить на это внимание будущего сотрудника. Переубеждать впоследствии — бесполезно.

Светлана Катаева, генеральный директор Группы Поиска Персонала ТРИЗА Exclusive — Санкт-Петербург:
Профессиональные HR-консультанты стремятся следовать рекомендациям, которые сами дают кандидатам относительно стиля одежды во время интервью: не должно быть никаких вызывающих, отвлекающих внимание интервьюера элементов. Введение униформы оправдано для компаний, работающих с конечным потребителем. В этом случае она помогает дифференцироваться от конкурентов, отражает и поддерживает определенную корпоративную культуру, осуществляет визуальную поддержку бренда. Все это способствует поддержанию единого корпоративного стиля и духа при условии, что за внешней составляющей есть релевантное внутреннее наполнение. Ограничивать людей творческих профессий рамками корпоративного дресс-кода нет никакого смысла. В рекламных, маркетинговых агентствах, IT-компаниях наиболее распространен демократичный, свободный стиль одежды.

Ирина Шустова, руководитель отдела кадров IKEA Дыбенко:
Сейчас, когда в Россию приходит большое количество корпораций с мировым именем, с устоявшейся корпоративной культурой, зачастую предполагающей свои правила дресс-кода, потенциальные кандидаты все более лояльно относятся к униформе на рабочем месте. Если раньше нам приходилось иногда даже уговаривать их, что это наше преимущество как работодателя, то сейчас почти все спокойно воспринимают этот факт. Они уже знают, что все сотрудники носят униформу, представляют, как она выглядит (мы и собеседования проводим в ней), и готовы сами носить ее без проблем. Мое личное мнение, что деловой костюм — та же униформа, только более дорогая и купленная за свой счет. Соискатели понимают это. Особенно если их цель — действительно работа, а не демонстрация нарядов. Многие говорят: «Униформа? Хорошо! Наконец-то не надо будет думать, что надеть с утра!».

Анна Куприянова, руководитель направления персонала компании DSS Consulting:
В консалтинге дресс-код не может быть жестким, так как ситуации, в которых приходится бывать консультанту, многовариантны. Сегодня он защищает проект на совете директоров холдинга, а завтра едет в область на производство. Естественно, что находиться на территории завода, в производственных помещениях, общаться с мастерами и начальниками участков в джинсах и свитере не только более удобно, но и более уместно: так консультант будет выглядеть «своим», а не сторонним инспектором. Если речь идет об униформе, то, пожалуй, отсутствие необходимости затрат на одежду, которую сотрудник носит в рабочее время, и возможность использовать эти средства по другому назначению — убедительный аргумент. Принимая решение о введении стандартов по внешнему виду, главное — не сделать типичной ошибки, не провести это в приказном порядке и сразу.

Алексей Чуркин, директор агентства Personnel Service/Служба персонала:
Обычно квалифицированные, лояльные компании сотрудники относятся к униформе и дресс-коду с пониманием. Но иногда требуется привести аргументы в их пользу, чтобы действительно убедить сотрудника. Например: «Вы сами будет чувствовать себя в ней более уверенно и компетентно при общении с клиентами». Полезно отразить эти рекомендации по внешнему виду сотрудников также и в должностной инструкции. Например, в нашей компании желательны деловой костюм, неяркий макияж, колготки телесного цвета, минимум украшений. Неприемлемы (исключение — пятница в летние месяцы) джинсы, прозрачные блузки, мини-юбки. Униформа или жесткий дресс-код могут понизить мотивацию, производительность труда, лояльность только в том случае, если предлагаемая одежда, по мнению большей части сотрудников, явно неудобна или некрасива.

Юлия Николаева, руководитель отдела организационного консалтинга «Института проблем предпринимательства»:
Работодатель, принимая решение о введении дресс-кода для сотрудников, должен, в первую очередь, задуматься, какой имидж компании он хочет транслировать во внешнюю среду. Так, форменная одежда с логотипом компании для сотрудников рабочих специальностей сигнализирует окружающим: все в порядке, работают профессионалы. Униформа стирает индивидуальность, поэтому люди в ней воспринимаются как представители фирмы. Это оправданно, например, в сфере торговли. Форма одежды продавцов-консультантов позволяет покупателю быстро найти их и при необходимости обратиться за помощью. Введение дресс-кода или формы для работников творческих профессий может вызвать негативную реакцию с их стороны. Люди творческие часто не терпят ограничений проявления их нестандартной творческой натуры. В том числе — и в одежде.

in English